Прочитала «Братья Карамазовы» в 3-й раз и еще раз с радостью поняла, что Достоевский – мой писатель. Со всеми его противоречивыми, несчастными, странными, страстными, сумасшедшими героями, с их нелепыми и трагичными поступками, с заламыванием рук, с «люблю-ненавижу-убью», со множеством разных, очень пронзительных идей и мыслей – я как-то вот их через себя пропускаю и частичку себя узнаю в самых разных героях и поступках.
читать дальше
Прочла почти все его большие романы, но хотела бы еще другие начать или перечитать, чувствую, что «Бесы» и «Игрок» слишком быстро «проглотила» и не поразмышляла над ними, поэтому, может, они и не легли на душу. А вот «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» - мои самые любимые, сердце отзывается на них.
И мыслей там много верных, задевающих. Вот, хоть тресни, а этот пресловутый спор Ивана Карамазова про «слезинку ребенка» и про мир, в котором отчего (и правда, почему они-то?) мучаются, болеют и гибнут дети, ни в чем не повинные – он не разрешится в этом мире до конца. Я от Бога не откажусь и мир Его стараюсь принимать таким, как он создан, а все-таки, и мне больно о этого спора, а у атеистов или явных богоборцев, это один из главных аргументов. И, к своему стыду, я не могу им отпарировать, не могу внятно объяснить, почему же так, хоть и верю, что если так Господу угодно, то так и надо. Но все равно грустно и больно – отчего?
Я вообще слабая, конечно, и ропщу часто даже в маленьких болячках, и жалею себя, и унываю, веры мне не хватает пока безоговорочной и большой – такой, чтобы отдать себя Богу полностью. Знаю одну мою подругу действительно в болезнях и трудностях верящую больше всего в Его помощь, и что вера ее действительно оправдалась – Бог дал и дает настоящую помощь и даже чудо. Потому, что Оля верит, как ребенок, если так надо – значит, надо, Богу виднее, зачем так и почему.